Indie Hackers

Хороший бизнес должен иметь запас прочности

В дизайне термин «margin» (поля, отступы) выполняет важную роль — даёт элементам пространство. Дизайн «дышит» и воспринимается лучше.
В дизайне термин «margin» (поля, отступы) выполняет важную роль — даёт элементам пространство. Дизайн «дышит» и воспринимается лучше.

В бизнесе действует то же правило. Хороший бизнес должен иметь запас прочности (маржу).

Речь только о прибыли? Не совсем.

Речь ещё и о запасе прочности для вашего времени, эмоционального и физического здоровья, отношений, здравомыслия и внутренней гармонии. Вы — человек, а людям необходимо пространство для жизни.

История из жизни Джастина Джексона

Джастин - cооснователь transistor.fm (хостинг и аналитика для подкастов). Когда ему было чуть за 20, он с другом открыли магазин скейтбордов и сноубордов. Это была подростковая мечта: он обожал кататься, разбирался в производстве и хотел зарабатывать на том, что ему нравится.

Но их бизнес оказался «низкомаржинальным» во всех смыслах:

  • Небольшая наценка (покупаешь скейт за $32, продаёшь за $50).
  • Высокая сложность (заказы, сотрудники, склад, налоги, касса).
  • Большие риски (закупаешь товары, надеясь, что подросткам они понравятся).
  • Постоянный стресс (кражи, нехватка денег).
  • Длинные рабочие часы и низкий доход владельцев.

Они тогда не понимали, как мало запаса прочности у их бизнеса. Вместо того чтобы изменить фундаментально слабую модель, они просто добавляли больше активности: построили мини-рампу, организовывали мероприятия, выпустили журнал, проводили конкурсы, занимались ремонтом велосипедов.

Это был замкнутый круг: добавляя всё больше и больше активности, они лишь усиливали хаос. Их основной бизнес не улучшался, но они тратили всё больше сил, убеждая себя, что вот-вот всё заработает.

В итоге через два года они закрыли магазин.

Кстати.
Если вы работаете в таком низкомаржинальном бизнесе, старайтесь оттуда уйти. Ваш руководитель будет постоянно перекладывать своё беспокойство, стресс и проблемы на вас. Лучше уйти как можно скорее — там вряд ли станет лучше.

Выбирайте высокую маржу и простоту

Что же делать начинающим предпринимателям и инди-хакерам?

Выбирайте бизнес-модели, которые дают высокий запас прочности и минимальную сложность. Работайте так, чтобы у вас всегда оставалось свободное пространство.

Понимаю, это легче сказать, чем сделать. Поэтому вот несколько советов из опыта:

  • SaaS-продукты могут иметь прибыль 80% и выше, и это очень удобно. Правда, найти и реализовать успешную SaaS-идею сложно.
  • Не игнорируйте консалтинг! Да, там вы «меняете время на деньги», но многие рынки готовы платить за хорошие услуги.
  • Устанавливайте границы. Моя сестра-фрилансер любит работать по ночам и спать утром. Она отказалась от работы, где нужно было вставать в 6 утра — это было не для неё.
  • Не пытайтесь улучшить фундаментально слабый бизнес за счёт дополнительных функций и идей. Лучше переключитесь на что-то другое.
  • Выбирайте рынки, где спрос растёт. Товары и услуги, которые продают все, обычно низкомаржинальны. Но там, где мало хороших поставщиков и высокий спрос, маржа выше.
  • Иногда достаточно поменять позиционирование продукта, чтобы поднять маржу.
  • Не соглашайтесь на плохие условия. Иногда приходится работать в низкомаржинальной нише, чтобы платить по счетам. Но постоянно ищите варианты получше.

Финальные мысли

«Если хотите создать что-то небольшое и прекрасное, выбирайте области с высокой маржой (например, софт) и с клиентами, которые готовы платить. Маржа рождает пространство для манёвра. Бизнес с низкой маржой требует жёсткой дисциплины и гигантского масштаба, чтобы вы могли позволить себе то, чего хотите».

Выбирайте бизнес с запасом прочности и получайте удовольствие от того, что делаете!

Загрузка комментариев...